Непроизносимые согласные


Есть слова неясные, в них живут согласные,
Любят прятаться они. И писать опасно их. 
Спрятан звук в таких словах – не услышать никогда.
Но на самом деле буква может быть там иногда!

Звуки эти – шалуны, еле-уловимые,
Их в науке называют – НЕПРОИЗНОСИМЫЕ.
Ловят эти звуки тех, кто не любит проверять,
Кто ленится для проверки слово нужное искать.

Как узнать, найти, понять,
Что не слышим – нам писать?

Сомневаешься – ищи букву в корне слова,
Не нашел, не торопись, разбирайся снова.
В форме слова не нашел? - Только не сдаваться! 
В однокоренных словах может отыскаться.

ЗдраВствуй – здраВие поможет,
СоЛнцу – соЛнышко велит.
ВесТник – весТь тебе предложит,
СвисТнул – свисТом победит.

Есть слова, в которых мы буквы тоже ищем,
Только буквы в тех словах могут быть и ЛИШНИМИ.
Часто путают СН и ЗН в придачу,
Так и хочется меж ними вставить недостачу.

Не спеши, дружок, вставлять,
Тут ТОЖЕ нужно проверять!

У леСНого – леС подсказка. У мороЗНого – мороз.
У опаСНого – опасен. СлёЗНый – это много слёЗ.
Часто помогает корень и вопрос «КАКОВ?» понять,
Что не нужно лишний звук в слове при письме искать.

Но бывает иногда, не найдется никогда
Слово для подсказки. Что же делать нам тогда?

Да, на свете есть словечки- сущие проказники:
чуВСТво, ЛеСТНица, ренТген, ровеСНики и праЗДНики.
Если пишешь их в тетрадь и начал сомневаться, 
Поищи их в словаре, чтоб не ошибаться.

(с) Елена Селезнева, Светлана Иванюшина

ИЛИ
Таблицы можно увеличить, нажми на них.

Само словосочетание "НЕПРОИЗНОСИМЫЕ согласные" говорит о том, что согласная буква пишется (фактически в слове есть), но не произносится (т.е. звука не обозначает).

Чаще всего это согласные Т,В, Л, Д...

Давайте понаблюдаем за родственными словами: весть, вестник, весточка, известие, известный, известно, известил... Прочитайте слова быстро (как в устной речи). Вы заметите, что в некоторых словах "Т" слышится хорошо (в сильной позиции), а в некоторых словах ускользает из речи, не произносится. Эти согласные и относятся к орфограмме "непроизносимые согласные в корне слова". Тем не менее, мы знаем, что корни родственных слов пишутся, как правило, одинаково. Значит, мы можем сделать вывод, что проверить орфограмму можно.

Чтобы проверить написание слова с непроизносимым согласным в корне, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором проверяемая согласная произносилась бы чётко (хрусТнул - хрусТ, хрусТит, хрусТящий...)

Если в сочетаниях согласных (сн, зн...) при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно (чудеСНо - чудеса, чудесен...)

Некоторые слова проверить нельзя.
Их нужно ЗАПОМНИТЬ: чувство, лестница.

ИСКЛЮЧЕНИЯ: безгласный, интриганский, искусный, косный, опасный, ровесник, словесность, участвовать, чествовать, шествовать, яства. Пишется блеснуть (хотя блестеть), лестница (хотя лесенка), плеснуть (хотя плескать), склянка (хотя стекло).

Но мало знать и понимать это правило. Нужен НАВЫК написания слов с подобной орфограммой. Для этого поработаем с ТРЕНАЖЕРАМИ.

ВИДЕОУРОК
Тема "Непроизносимые согласные в корне"


Практическая часть состоит из карточек. Собрана для отработки навыка практического применения данной орфограммы. Используется при самостоятельном изучении темы и в процессе орфографического мониторинга "По следам ошибок"

КАРТОЧКА 1. 
Вставь, если нужно, пропущенные согласные, аргументируй свой ответ
Лес...ной, безжалос...ный, чудес...но, прекрас...но, ужас...но, тес...ный, серьёз...но, безглас...ный, припоз...ниться, ус...но, праз...новать, любез...ничать, крас...ный, наез...ник, безобраз...ничать. 
КАРТОЧКА 2. 
Вставь, если нужно, пропущенные согласные, аргументируй свой ответ
Мес...ный, пас...бище, чу...ствительный, трос...ник, радос...ный, час...ное, гиган...ский, желез...ный, колхоз...ный, облас...ной, влас...ный, крепос...ной, безобраз...но, чу...ство, здра...ствуй, любез...но. 
КАРТОЧКА 3. 
Вставь, если нужно, пропущенные согласные, аргументируй свой ответ
Звез...ный, здра...ствуйте, со...нце, поз...ний, праз...ничный, прекрас...ный, доблес...но, сер...це, ужас...ный, грус...но, серьёз...ный, чудес...ный, опас...ный, мес...ный, на-прасн...ый, ненас...но.
КАРТОЧКА 4. 
Вставь, если нужно, пропущенные согласные, аргументируй свой ответ
Вкус...ный, счас...ливый, радос...но, интерес...ный, ярос...но, счас...ливо, трос...никовый, чудес...но, капус...ный, ненас...ный, доблес...ный, прес...но, парус...ный, тес...но.
КАРТОЧКА 5. 
Вставь, если нужно, пропущенные согласные, аргументируй свой ответ
Крепос..ной, соглас...ный, грус...ный, кос...ный, со...нце, бессловес.ный, мес...ность, напрас...но, влас...но, окрес.ность, лес...ница, свис...нул, извес..ный, ус..ный, вкус...но, прелес...ный.
КАРТОЧКА 6. 
Вставь, если нужно, пропущенные согласные, аргументируй свой ответ
Ярос...ный, счас...ливый, прес...ный, небес...ный, чес...ный, алмаз...ный, поз...но, безобраз...ный, любез...ный, праз...ник, вес...ник, опас...но, интерес...но, бессловес...но.
КАРТОЧКА 7. 
Вставь, если нужно, пропущенные согласные, аргументируй свой ответ
Грус...ный взгляд, голлан...ские тюльпаны, опас...ный поворот, поз...ние цветы, прекрас...ная статуя, вкус...ный салат, извес...ный актёр, уча...ствовать в конкурсе, телеграфное аген...ство, чу...ствовать голод.
КАРТОЧКА 8. 
Запиши в первый столбик слова с непроизносимыми согласными в слабой позиции, во второй столбик — проверочные слова (с этой же согласной в сильной позиции). Аргументируй, используя подчеркивания (одна черта - "на одной ножке" шатко - слабо", две черты - устойчиво-сильная позиция)
Счастливый, участие, прелестный, весть, доблестный, областной, счастье, шотландец, прелесть, вестник, шотландский, доблесть, область, участник.
КАРТОЧКА 9
Спиши, вставляй пропущенные непроизносимые согласные, если они необходимы.
Наступила поз...няя весна. П...года стоит чудес...ная. Лучи со...нца ласкают землю.  Из-под земли  показалась молодая травка. Появились лес...ные  ландыши. А вот и первый вес...ник вес...ны - подснежник!  В лесу чудес...но запахло сладким берёзовым соком. На деревьях набухли почки. Скоро зазеленеют листья. Вот уже видны их первые прелес...ные зелёные язычки.  Радос...но чирикают воробьи. Прыгают шустрые синички. Все рады вес...не!
КАРТОЧКА 10
Прочитай задание на карточке, выполни его.
Карточку можно увеличить, нажав на нее
КАРТОЧКА 11
 Прочитай задание на карточке, выполни его
  Карточку можно увеличить, нажав на нее
КАРТОЧКА 12
От слов образуй однокоренные прилагательные, запиши их. Подчеркни в них (если есть) непроизносимые согласные.
город - _________________________
парус - _________________________
дети - __________________________
известие - ______________________
чудеса - ________________________
капуста - _______________________
честь - _________________________
радость - _______________________
опасность - _____________________
ужас - _________________________
вкус - __________________________
гигант - ________________________
ненастье - ______________________
лесть - _________________________
место - _________________________

КАРТОЧКА  
Прочитай задание на карточке, выполни его.
   Карточку можно увеличить, нажав на нее
КАРТОЧКА  
Прочитай задание 

КАРТОЧКА  
Прочитай задание  

КАРТОЧКА  
Прочитай задание  


ТРЕНАЖЕР 1
Распредели в две группы: влево - слова с непроизносимой согласной, вправо - без нее.
Автор: Джуманиязова Ольга
ТРЕНАЖЕР 2
Найди в тексте слова с непроизносимыми согласными, кликни по слову.
Доработано Селезнева Е.В.
ТРЕНАЖЕР 3
Распредели слова по группам
Автор Прокудина Ирина

ТРЕНАЖЕР 4
Найди в словах ошибки (тема "Непроизносимые согласные и правописание сочетаний сн, сз"), выдели это слово, нажав на него, проверь, все ли слова ты нашёл.
Автор Прокудина Ирина

ТРЕНАЖЕР 5
Повтори правило правописания непроизносимых согласных в корне слова и вставь в окошко    пропущенные буквы. Если буква не пишется, то вставь прочерк.
Автор Прокудина Ирина

ТРЕНАЖЕР 6
Разгадай кроссворд, вставляя слова с непроизносимыми согласными
Автор Прокудина Ирина



ТРЕНАЖЕР 7
Помоги библиотекарю рассортировать книги. 
На одну полку поставь те, в названии которых есть слова с непроизносимой согласной буквой, на другую - в названии которых слов с непроизносимой согласной нет. Свой ответ докажи: запиши в тетрадь слова с "опасными" сочетаниями и проверочные к ним.
Автор Шевалдина Елена
 ТРЕНАЖЕР 8
Открой картинку, распределив слова по группам.
Автор Озолина Елена

ТРЕНАЖЕР 9
Распредели по группам (с подсказкой)
Доработано Селезнева Е.В. 



ТРЕНАЖЕР 8
Распределив слова по группам.
===================================================================
Над страничкой работали (идеи и авторские задания представили)
 Елена Климкович, Ирина Прокудина, Елена Озолина, Светлана Иванюшкина, Елена Шевалдина, Елена Селезнева

1 комментарий: