Парные согласные по глухости-звонкости в слабой позиции


 Давайте вспомним характеристики согласных. На какие группы их можно распределить.
Выделим группу парных согласных по звонкости-глухости
Давайте посмотрим, в каких позициях в словах парные согласные бывают сильными и слабыми.

АРГУМЕНТЫ ДЛЯ ВЫБОРА ПАРНОЙ СОГЛАСНОЙ
Чтобы правильно написать в слове парную согласную в слабой позиции, нужно изменить слово так, чтобы парная согласная стала в сильную позицию.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй.
***
В одиночестве парный согласный
Очень слабый и очень опасный.
Если сильным  захочет он стать, 
Ему гласный придется искать.

ПОМНИ, 
что есть слова с непроверяемыми парными согласными. Например, ВДРУГ, ЗАВТРА, ЗАВТРАК, ВТОРОЙ, КОФТА... Эти слова можно найти в словаре.

КАРТОЧКА 1. 

Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.

Садово (д,т) посадил молодые саженцы. 
Геоло (г,к) открыл новое месторождение руды. 
Рыболо(в,ф) шёл довольный уловом. 
Лесору(б,п) повалил огромное дерево. 
Сне(г,к) укутал верхушки деревье(в,ф) . 
На ветках берё(з,с)  появились серё(ж,ш)ки. 
Сугро(б,п)  закрыл выход из избы.
Дети играют в сне(ш,ж)ки.

КАРТОЧКА 2. 
Спиши, изменив в скобках слова, как надо написать по смыслу.

Спелый (плоды), овощной (огороды), коллективный (труды), огромный (города), тракторный (заводы), тяжёлый (труда), фруктовый (сады), огромный (пруды), зелёный (берега), ско¬шенный (луга), вкусный (пироги), горячий (утюги), огромные (сапоги).

КАРТОЧКА 3. 
Спиши, вставив пропущенные буквы. В скобках рядом со словом пиши проверочные слова.

Русский солда (т,д) не знает прегра(д,т) . 
Наука хлеба не просит, сама хле(б,п) даёт. 
Наро(д,т) отдаёт свой голо(с,з) за депутата. 
Отря(д,т) солда(д,т) собрался в похо(т,д). 
Зелёный наря(т,д) полей радует гла(з,с).

КАРТОЧКА 4. 
Спиши, изменив слова так, чтобы они оканчивались на согласный. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.

Флаги, пироги, платки, враги, берега, сапоги, луга, плуги, пруды, пруты, утюги, тапочки, хлеба, срубы, морозы, сторожа, лошади, труды, лесорубы, молоты, дубы, глаза, стрижи, малыши.

 
КАРТОЧКА 5. 

Спиши, изменив слова так, чтобы они оканчивались на согласный. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Работники сложили сено в большой (стога). 
У Волги правый (берега) крутой. 
Зимой (снега) глубокий - летом (хлеба) высокий. 
На здании повесили красивый (флаги). 
Женщина набросила на плечи красивый (платки). 
У бабушки получился вкусный (пироги).

КАРТОЧКА 6. 
Спиши, вставляя пропущенную парную согласную. Проверяй слово устно.

Человек человеку бра… и дру.. . 
Мы с дедушкой пошли в сосновый ле.. по грибы.
Моро… разрисовал окна. 
Матро.. шагал по мостовой. 
Сегодня шёл дож…ь целый день.
В музей прибыл важный гру...
Коло... пшеницы у агронома в руке.
На полке стоит восемь кни...
Возле дома растет могучий ду...

КАРТОЧКА 7. 
Измени данные слова, чтобы на конце был согласный. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.

Уловы, шефы, львы, брови, глаза, клювы, морозы, арбузы, алмазы, посевы, коллективы, берега, рекорды, серпы, молоты, отряды, заводы, лошади, рукава, луга, сторожа, коллажи, ужи, шарфы

КАРТОЧКА 8. 
Измени слова так, чтобы в середине слова появилась парная согласная в слабой позиции. Подчеркни эти парные согласные.

Дороженька, тетрадочка, сторожечка, чашечка, пряжечка, берёзонька, кошечка, книжечка, подруженька, скрипочка, ложечка, поварёшечка, дороженька, подушечка, фуражечка, сказочка, игрушечка, булавочка, шапочка, кружечка.

КАРТОЧКА 8. 
Спиши, вставив пропущенные буквы. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.

Коля сла… после болезни. Кошка точила ко..ти. У кота Мурзика болит ла..ка. У Кати на глазах показались слё..ки. Лё..кий ветерок пробежал по верху..кам деревьев. У Муськи мя..кая шёрс.ка. Маша надела лё..кую соломенную шля..ку. Голу..ка громко ворковала на крыше дома.

КАРТОЧКА 9. 

Спиши, вставив пропущенные буквы.  Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Рыбак поймал удочкой маленькую ры..ку. 
Голу..ка громко воркует. 
Выросла  ре..ка большая-пребольшая. 
Насте купили меховую шу..ку. 
Красная шля..ка, белая но..ка, стоит у доро..ки, постоит немно...ко, попадет в  луко..ко. 
В лесу началась ру..ка дро...

КАРТОЧКА 10. 

Допиши предложения словами с противоположным значением (антонимы). Вставь пропущенные буквы. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Собака - друг человека, а волк -... . 
Железо тяжёлое, а пух .... 
Река широкая, а ручей .... 
Чеснок горький, а яблоко .... 
Кисель густой, а суп ... . 
Камень тяжёлый, а известняк... . 
Дом высокий, а сарай .... 
Мальчик смелый, а девочка . 
Дождь частый, а гром ..

КАРТОЧКА 11. 

Спиши, вставив пропущенные буквы. Напиши проверочные слова. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Юля связала сестре варе..ки. 
Бра. катался на коньках по скользкому льду. 
Гле… упал в сугро.. . 
Сне.. шёл всю ночь. 
Дворни… разгребал сугро.. . 
Лёд был кре...кий. 
На горе рос великолепный са.. .

КАРТОЧКА 12. 

Прочитай. Найди ошибки. Исправь ошибки, напиши правильно. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Прозрачный лёт, больной зуп, длинный клюф, острый нош, песчаный берег, сильный морос, тёплые варешки, солёные слески, тёплая шупка, горячая лошка, ношка стула, берек реки.

КАРТОЧКА 13. 

Спиши, вставь парные согласные, напиши проверочные. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Старший брат несёт обе(д,т), а у Тани ло(ж,ш)ки нет. 
Как дети на заря(д,т)ке, под солнцем у реки стоят на длинной гря(д,т)ке трёхлетние ду(б,п)ки.

КАРТОЧКА 14. 

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Мален…кие звер..ки, серен…кие шу…ки, чёрнен…кие гла…ки, острен…кие зу…ки. 
Целый го… янтарный мё… в бочках не конч…ется. 
В сенокос гор…ка, а в моро… сла…ка. Что за яго…ка?

КАРТОЧКА 15. 

Вставь пропущенные согласные, напиши проверочные. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Ходит конь по бере(ж,ш)ку. 
Как у нашего кота шу(б,п)ка очень хороша. 
Зайчишка-трусишка по полю бежал, в огоро(д,т) забежал, морко(в,ф)ку нашёл. 
Куплю сыну сапо(ж,ш)ки на но(ж,ш)ки – бегать по доро(ж,ш)ке.

КАРТОЧКА 16. 

Есть слова, в которых можно поставить любую парную согласную из пары. Очень важно понимать, что смысловое значение слова меняется.
Придумайте предложения со словами пруД-пруТ, стоГ-стоК, леЗ-леС, маК-маГ, луК-луГ. Важно, чтобы было понятно, о каком предмете идет речь.

КАРТОЧКА 17. 
Исправь ошибки. Спиши текст грамотно.

Красиф восхот солнца у лесного озера. Воздух чист и свеш. Берек озера похош на расписной ковёр. Он осыпан росинками. Каждая похожа на алмас.

КАРТОЧКА 18. 
Спиши слова, вставь парную согласную на выбор З-С. Аргументируй.
а) Дефи.., вопро.., выво.., перевя..ка, перено..ка, переко.., гу..ьком, обно..ки, термо.., ре..ьба, ле..ть, пол..ком, взно.., га.., интере.., францу.., полю.., прогно.., хлеборе..ка, надпи..ь, повя..ка, хле..

б) Стреко..ка, переска.., конкур.., пол..ти, сно..ка, переку.., молоково.., отбро.., вку..ный, развя..ка, заква..ка, матро.., анана.., покра..ка, скво..няк, выре.., сюрпри.., тря..ка, тормо..., во...

в)Причё..ка, фоку.., гипно.., желе..ка,карни.., колба..ка, перево..ка, сма..ка, не..ти, ве..ти, слё..ки, но..ки, лесово.., бро..кий, ири..ка, кукуру..ка, космо.., наре..ка, но.., зама..ка, воло..ки, гря..ь

г) Подска..ка, гру.., пару.., про..ьба, белору.., сою.., вы..ь, один ра.., гры.., глобу.., погру..ка, рого.., выро.., сала..ки, ко..ьба(травы), пово..ка, у..кий, та.., прика.., валь.., ре..кий, поло..ка, ле...

д) Сколь..кий, ку..ки, гру.., ма..ь, расчё..ка, алма.., бли..кий, до..ка, обре..ки, ни..ко, реди..ка, ука..ка, коло..ки, кра..ка, бли..ко, гла..ки, голо.., ска..ка, воло.., прика.., берё..ка, арбу.., коля..ка, моро.., запи..ка, гри.. (болезнь)

КАРТОЧКА 19. 
Спиши слова, вставь парную согласную на выбор Б-П. Аргументируй.
а) Поку..ка, про..ка, ю..ка, ро..кий, коро..ка, хру..кий, це..кий, ша..ка, шу..ка, су.., голу..ь, ре..ка, оши..ка, шля..ка, гу..ка, дра.. (ткань), дро..ь, однолю.., жёло.., изги.., заку..ка, зя..кий, изги..., зу..

б) Клу.., кра.., ли..кий, россы..ь, глу..ь, оха..ка, россы..ь, ско..ки, гало.., он глу.., скри..ка, , кра.., скор..ь, скри.., ги..кий, сно.., посы..ка, ро..кий, ледору.., ра..ство, шуру..чик, микро.., сиро.., 

в) шта.., ще..ка, жёло.., заклё..ка, лесору.., ло.., микроско.., однолю.., голу..чик, гардеро.., гер.., кре..кий, присы..ка, дро..ь, оха..ка, зу..чик, ры..ка, ду.., тря..ка, голу..цы, цара..ки, зя..ко, ли..кий, 

г) око.., це..кий, ги..кий, сте..ь, скорлу..ка, сер.., стол.., ро..кий, прору..ь, сугро.., коро..ка, погре.., хру..кий, голу..ка, про..ка, тя..ка, ю..ка, кно..ка, ба..ка, па..ка, оши..ка, шля..ка, поку..ка, 

д) ру..ка леса, тру..ка, ла..ка, ду..ки, це..ь, голу..ь, ястре.., ре..ка, укро.., бо.., зу..ки, чу.., ша..ка, шу..ка,  ду..ки, небоскрё..., ро...кий, хлеборо..., кло..., клу...

КАРТОЧКА 20. 
Спиши слова, вставь парную согласную на выбор В-Ф. Аргументируй.
а) Пло..,бро..ь, чер..ь, була..ка, морко..ка, тор.., нра.., тра..ка, подгото..ка, уло.., воро..ка, жира.., ле.., сноро..ка, клю.., ла..ка, Сла..ка, вер..ь, верё..ка, голо..ка, гото.., пуго..ка, коро..ка, ми..  

б) Ло..кий, козя..ка, жира.., подста..ка, выста..ка, краси.., призы.., любо..ь, ри.., кро..ь, ше.., кузо.., ста..ь, сли..ка, тари.., крапи..ка, тетере.., ци..ра, вежли.., здоро.., зави..ка, шар.., кана..ка, 

в) Остро.., ва..ли, рыболо.., выши..ка, отзы.., шка.., коллекти.., коро..ник, жира.., клё.., приви..ка, телегра.., перегре.., ле..ша, маскиро..ка, релье.., ножо..ка, разры.., зо.., жира.., 

г) Спра..ка, нер.., тари.., объекти.., крапи..ка, шка..чик, я..ь, пра..да, тор.., ми.., приба..ка, наста..ник, жира.., рука.., зарисо..ка, телегра.., устано..ка, доба..ка, лито..ка, вно..ь, краси.., 

д) Ло..ко, гри.., нараспе.., вста..ка, гне.., гра.., да..ка, дере..це, дедекти.., дрей.., нет дро.., он жи.., оби..ка, зави..ка, загото..ка, попе..ка, запе.., заголо..ки, заплы.., ло..кий, пе..чий, запра..ка, заста..ка

КАРТОЧКА 21. 
Спиши слова, вставь парную согласную на выбор Г- К. Аргументируй.
а) Катало..,  кру.., ледни.., мя..кий, но..ти, лё..кий, вторни.., забе.., нало.., зву.., зигза.., зла.., испу.., ито.., блес.., нет брыз.., бумеран.., бубли.., вокру.., востор.., диало.., черпа.., психоло..

б) Бе.., бо..(правый), ю.., ожо.., исто.., побе.., бело.., вол.., крити.., супру..
ша..нуть, сро... фарту.., ми..нуть, розыс.., ито.., зооло.., тан.., испу.., кри.., нало... пау.., пры.., 

в) Виз.., башма.., дол.., отзву.., значо.., зоопар.., снегови.., помо.., ми.., пи..нуть, барсу.., набе.., ко.., шлан.., дворни.., галcту.., овра.., вторни.., четвер.., ко..ти, лу..с травою, бере.., восто.., зву..

г) Завтра.., фла.., мра.., творо.., хирур.., ра.., язы.., мя..кий, пис.., утю.., пряни.., носоро.., вра.., бара.., лё..кий, сне.., сапо.., поро.., шёл.., вну.., ро..(у козы), фла.., но..ти, лу..(на гря..ке), дру..

д) Пиро.., творо.., су.., со.., цир.., черда.., рыча.., жемчу.., поджо.., индю.., каблу.., педаго.., зигза.., киос.., бульдо.., правну.., сто..., ле...кий, мя...кий, вол..., кула..., универма..., ми...

КАРТОЧКА 22. 
Спиши слова, вставь парную согласную на выбор Д- Т. Аргументируй.
 а) лё.., пло.. дерева, ка..ка (с водой), тор.., шокола.., мё.., лю..ской, ре..ька, компо.., сосе..,, площа..ь, ве..ка, лоша..ь, лебе..ь, дож..ь, наря.., жёлу..ь, ро..на лице, тетра..ка, го.., сала.., гря..ка,

б) Холо.., кле..ка, верблю.., счё..,спор.., наро.., похо..ка, мину..ка, заря..ка, крова..ка, гла..ко, моне..ка, поса..ка, ве..ка, бу..ка, конфе..ка, закла..ка, лопа..ка, лоша..ка, лю..ской, зага..ка,

в) Га..кий, грус..ь, яго..ка, ребя..ки, кали..ка, ре..ька, пого..ка, селё..ка, боло..це, бесе..ка, жи..кий, чу..кий, сла..кий, гла..кий, поря..ки, боро..ка, кого..ь, поз..ний, щё..ка, ре..кий, блю..це,

г) Хо..ьба, прово..ка, шерс..ь, сосе..ка, де..ство, сва..ьба, гло..ка, докла..чик, прихва..ка, наря..ный,, моло..чина, напа..ки, нахо..ка, шу..ка, ули..ка, площа..ка, ло..ка, гу..ки, поез..ка

д) Малю..ка, су.., пря..ки, разла.., въез.., зави..ки, гвоз..ь, гла..ь, голо.., горс..ь, гра.., гроз..ь, гру..ка, грус..ь, гря..ка, гос..ь, жер..ь, жес.., жи..кий, выхо.., жу..кий, заме..ка, изгоро..ь, зака..ка, закла..ка, запа.., жиле.., запла..ка, заря..
Для первого занятия
Для второго занятия
Для третьего занятия


Распредели звуки (повторяем звонкие и глухие согласные)

Открой картинку, правильно выбрав к словам парную согласную.
Космическое путешествие по словам с парными согласными.
Послушай слово, напечатай на клавиатуре. Проверь.
Автор В.Шаруто

ОНЛАЙН ТРЕНАЖЕРЫ 
"ПАРНАЯ СОГЛАСНАЯ ПО ЗВОНКОСТИ_ГЛУХОСТИ В СЛАБОЙ ПОЗИЦИИ"





1 комментарий: