Разделительные Ь и Ъ


РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ь и Ъ предназначены для того, чтобы РАЗДЕЛЯТЬ последующий йотированный гласный на 2 звука, если нет другой причины того, чтобы последующий гласный (мы их называем "хитрыми") обозначал 2 звука (в начале слова и в позиции после гласной)

В начальной школе изучаются не все виды слов, в которых пишется разделительный Ъ знак. Мы знаем только то, что Ъ разделительный пишется МЕЖДУ ПРИСТАВКОЙ (заканчивающейся на согласный) и КОРНЕМ (начинающийся на "хитрый" гласный = Е, Ё, Ю, Я).Именно Ъ знак позволяет этой хитрой гласной показывать 2 звука, первый из которых [j!]=[й!]. 
Разделительный Ь знак пишется либо в корне, либо после корня после согласного перед "хитрой" гласной. 

ЭТО САМЫЕ ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА, позволяющие определить выбор Ъ и Ь знаков. 

Поэтому, для того, чтобы быть более уверенным в правильной постановке знака при письме, нужно сначала устно выделить корень и приставку (если она есть), а затем включать логику и выбирать Ъ или Ь. Или вообще ничего не вставлять.

ЗАПОМНИ!!! Существует очень простое "НИКОГДА": 
Разделительные Ь иЪ знаки НИКОГДА не будут стоять между двумя гласными и двумя согласными!
Практическая часть состоит из карточек. Собрана для отработки навыка практического применения данной орфограммы. Используется при самостоятельном изучении темы и в процессе орфографического мониторинга "По следам ошибок"


КАРТОЧКА 1. 

Вставь пропущенные буквы, подчеркни слова,в которых Ъ и Ь знаки разделительные. Докажи.
У под...езда дома пят...,
Об...явление опят...
“Мар...и, Дар...и и Тат...яны,
Ол...ги, Соф...и и Ул...яны!
На кон...ки пора встават...,
По л...ду скол...зкому гонят...!”
КАРТОЧКА 2. 
Запиши одним словом с Ь или Ъ разделительными знаками.
  1. Животное, наиболее близкое к человеку построению тела – обез...яна.
  2. Кондитерское изделие –печен...е.
  3. Втолковал, разжевал и в рот положил – раз...яснил.
  4. Сообщение, извещение, доводимое до всеобщего сведения – об...явление.
  5. Энергичный рост, сильное развитие чего-либо, воодушевление, возбуждение, участок дороги, поднимающейся в гору – под...ём.
  6. События перед юбилеем – пред...юбилейное.
  7. Растолковать, сделать понятным (об...яснить)
  8. Недоеденные куски (об...едки)
  9. Полоса земли вдоль берега моря, озера (побереж...е)
  10. Вход в здание ( под...езд)
  11. Снежная буря (в...юга)
  12. Мясной отвар (бул...он)
КАРТОЧКА 3. 
Вставь пропущенную букву, где нужно. Объясни.
С...ёжился, солов...и, в...ехал, по...ехал, под...ехал, с...ёмки, вы...емка, с...едобные, раз...яснить, в...юга, пред...юбилейный, вы...езд, под...езд, вороб...и, об...едки, об...езд, под...ём, об...яснить, от...ехал, за...ехал, об...явление, лист...я.
КАРТОЧКА 4. 
Найди ошибки. Исправь. Перепиши правильно.
  1. Волк ужасно разярён,
  2. Сесть ежа не может он
  3. Еж, хотя он и седобен:
  4. Для седенья неудобен:
  5. Сежась, выставил иголки-
  6. Обегорил злого волка.
КАРТОЧКА 5. 
Разгадай кроссворд, прочитай ключевое слово.

  1. Фрукты или ягоды, сваренные в сахарном сиропе.
  2. Снежная буря.
  3. Место, где въезжают.
  4. Место в пути, где дорога поднимается вверх.
  5. Кондитерское изделие.
  6. Лепешки из пшеничной муки, изжаренные на сковороде.
  7. То же, что и укол.
  8. Миллион задачек сразу, мне решит помощник мой.
  9. Он с одним огромным глазом и с огромной головой.
  10. Мать, отец, дети.
  11. ...дуб зеленый, златая цепь на дубе том…
  12. Домики для пчел.
  13. Воспаление наружной оболочки глаза.
  14. ...стрекоза, лето красное пропела.
КАРТОЧКА 6. 
Спиши, вставляя, где необходимо, ъ или ь знаки.

  1. Медвежат я при...несла,
  2. По...садила у стола,
  3. Предложила угощен...е –
  4. Мед на блюдце и варен...е.
  5. Мишки скуч...ные сидят –
  6. И не п...ют, и не едят,
  7. А медку они бы с...ели,
  8. Если б рот от...крыть сумели.
КАРТОЧКА 7. 
Спиши, правильно вставляя нужную букву.
Весной птицы в...ют гнезда, а осен...ю покидают родные края.
Кошке очень хотелось с...есть вороб…я. Вороб...и летали низко, да схватить их было трудно.
На мосту бревна раз...ехались, и машины пошли в об...езд.
КАРТОЧКА 8.
Вставь ъ, где это необходимо. Докажи схематично (выдели приставку и корень) 
В...езд в город. На стене об...явление. Пред...явил документы. Раз...ыскал товарища. Раз...яснил задание. Раз...яренный зверь. Под...емный кран. Вы...езд из города. Необ...ятная степь.
КАРТОЧКА 9.
Подбери к данным корням однокоренные слова с указанными приставками. 
  1. Езд  (от-, под-, по-, раз-, в-, пере-, вы-) 
  2. Яв (об-, за-, пред-) 
  3. Ел (по-, с-, об-, пере-)
  4. Ясн (по-, вы-, об-, раз-) 
КАРТОЧКА 10.
Распредели слова в две группы (можно по столбикам): Ь - показатель мягкости и Ь - разделительный.
Больной, фасоль, пальто, ружье, копье, возьму, птичьи, письмо, соловьи, деревья, ночью, мальчик, осенью, галька, муравьи, пеньки, счастье, жизнь, вьюга, долька, пальчик.
КАРТОЧКА 11.
Спиши, раскрывая скобки и вставляя, где необходимо, пропущенный Ъ. 
Отец поехал на (с)_езд и взял меня (по)_г..стить у бабушки. К (под)_езду (под)_ехал автомобиль. Мы (вы)_ехали на дорогу и через час (в)_ехали в город.
КАРТОЧКА 12.
Напиши словосочетания, изменяя по смыслу слова, стоящий в скобках.
  1. (Лиса) лисья нора, 
  2. (птица) _____________ перо, 
  3. (волк) _____________ следы, 
  4. (собака) _____________ конура, 
  5. (коза) _____________ молоко, 
  6. (медведь) _____________ лапа, 
  7. (заяц) _____________ шапка, 
  8. (белка) _____________ шкурка.

КАРТОЧКА 13.
Прочитай пословицы. Вставь разделительный твердый или разделительный мягкий знак.  
  1. Вся сем....я вместе, так и душа на месте. 
  2. Чтобы рыбку с....есть, надо в воду лезть. 
  3. По плат....ю встречают, по уму провожают. 
  4. Зимой с...ел бы грибок, да снег глубок. 
  5. Красна птица пер.....ями, а человек учен......ем.
КАРТОЧКА 14.
Запиши слова в две группы (можно в столбики) с Ъ и Ь разделительными..
Сем..я, в..ехал, плат...е, с...езд, бул..он, в..ёт, в..езжает, в..юга, почтал...он, в..юнок, с..ёжилась, об..явление, руч..и, Ил..я, раз..ярённый, руж..ё, Дем..ян, из..ян, бур...ян, от...ехал.
КАРТОЧКА 15.
Вставь в предложения подходящие по смыслу слова с разде­лительными ъ и ь (даны первые и последние буквы слов)
  1. Саша с.....л пирог.
  2. К дому п.....а  машина.
  3. Весной по дорожкам потекли р.....и.
  4. Илья любит пенки с  в.....я . 
  5. Птицы в.....т гнезда на  д.....х и кустарниках. 
  6. Дожди часто л....т осенью.
КАРТОЧКА 16.
Спиши, вставив пропущенные буквы. Подумай, какие сочетания букв в скобках являются частью слова, а какие предлогами. Выбери слитное или раздельное написание.
  1. (С) ели (с) прыгнула белоч..ка. 
  2. Гости (с) ели вкусный торт.
  3. Черви (под) ели корни капусты. 
  4. Зайч..та (с) ели (под) ели.
 
КАРТОЧКА 17. 
Спиши. Вставь пропущенные буквы.
Как-то в блюдеч..ке в..ренья
Я (на) шёл ст..хотворен..е.
Я, конеч..но, сразу с...ел
И в..рен..е быстро с...ел.
И тепер.. для прод...лжен..я
Этого ст..хотворен..я
Нет ни капел..ки в..рен..я.


Комментариев нет:

Отправить комментарий